Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (февраль 2006) - 26 февраля - 5 марта. Федеральная политика и регионы: итоги недели
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

26 февраля - 5 марта. Федеральная политика и регионы: итоги недели

 

Анна Осетрова

Эта постпраздничная неделя не отличалась большим количеством значимых для регионов событий на федеральном уровне. Однако некоторые крупномасштабные федеральные мероприятия в регионах получили на этой неделе свое дальнейшее развитие.

Центральным событием можно назвать выездное заседание Комиссии Госдумы по проблемам Северного Кавказа под руководством В. Катренко, посвященное совершенствованию межбюджетных отношений субъектов Южного федерального округа. Оно состоялось в Ростове-на-Дону. Во встрече приняли участие представители администрации Ростовской области во главе с В. Чубом и полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. На совещании были затронуты чрезвычайно важные для регионов темы: создание ОЭЗ в этой части страны и обеспечение максимальной финансовой прозрачности региональных бюджетов южных регионов.

Первый сюжет осветил В. Катренко, который отметил, что социально-экономическое положение и перспективы развития большинства южных территорий действительно проблемными. Отсутствие системной федеральной политики и хаотичный характер межбюджетных отношений с этими регионами превращает российский Юг (особенно национальные кавказские республики) в «черную дыру», в которую зачастую совершенно бесполезно уходят средства федерального бюджета. По мнению депутата, такая ситуация требует немедленных мер со стороны центральной власти. В частности, одной из точек роста экономики в ЮФО должно стать развитие наиболее перспективного для государственных и частных инвестиций сектора экономики регионов - туризма. «Это очень важно для ЮФО, так как здесь существует масса туристических и оздоровительных центров - в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском и Краснодарском краях, - которые необходимо развивать», - отметил В. Катренко.

Действительно, уже внесенные в Государственную Думу поправки к закону об ОЭЗ, касающиеся регламентации внедрения туристско-рекреационных особых экономически зон, свидетельствуют о том, что федеральный центр делает ставку на развитие именно туристического бизнеса в этой части страны. Однако возникает справедливое опасение, что федеральные преференции достанутся на этот раз только наиболее благополучным и надежным южным территориям: Краснодарскому и Ставропольскому краям. И это вполне закономерно. Для эффективной модернизации туристической отрасли российского Юга помимо федеральных инвестиций нужны еще и средства частных инвесторов, которые весьма неохотно вкладываются в экономику республик Северного Кавказа. Как известно, экономическая и политическая жизнь этих регионов жестко контролируется влиятельными местными элитами, которые имеют клановый характер и особо не приветствуют массовый приход «чужих» людей и денег. Еще одна проблема – это проблема негативного имиджа кавказских республик как регионов политически нестабильных, небезопасных и непредсказуемых. Скорее всего, и федеральный центр не рискнет сейчас инвестировать в Северный Кавказ, а попытается нормализовать социально-экономическое положение за счет ужесточения финансового и административного контроля.

Проект финансового оздоровления экономики высокодотационных кавказских республик уже не в первый раз прокомментировал на ростовском мероприятии полпред Президента в ЮФО Д. Козак. Он заявил, что в Администрации Президента сейчас находится пакет законопроектов, предусматривающих введение внешнего кризисного управления в высокодотационных регионах, отбирать которые будет специальная комиссия Министерства финансов, пользуясь тридцатью сформулированными критериями. Высокодотационными регионами в первую очередь будут объявлены регионы, бюджеты которых на 70 % формируется за счет федеральных вливаний. Руководство регионов, попавших в этот «черный список», фактически будет отстранено от бюджетного планирования и управления финансами. По сути, речь идет о передаче власти от местных губернаторов и президентов республик в руки управленцев, назначенных федеральным центром. У руководителей регионов предлагается отобрать главный инструмент влияния – контроль над федеральными финансовыми потоками. При таком раскладе, за ними не останется практически ничего, кроме статуса и представительских функций.

Тот факт, что инициатором подобных изменений действующей системы распределения и контроля федеральных средств стал именно Дмитрий Козак в принципе не удивляет. Первыми претендентами на введения внешнего финансового управления являются национальные республики Северного Кавказа. Причем, полпред в ЮФО настроен очень решительно. Он полагает, что укрепление финансовой дисциплины должно стимулировать местных чиновников и предпринимателей к повышению экономических показателей ради достижения желанной самостоятельности от центра. "Кто дает деньги, тот ими и должен управлять... Хочешь избежать таких ограничений - зарабатывай, создавай налоговую базу", - считает Д. Козак. В тоже время главы большинства кавказский республик выразили свое негативное отношение к этой идее. К примеру, президент Ингушетии М. Зязиков назвал предложение полпреда «экспериментом, который ни к чему хорошему не приведет». Учитывая достаточно сложные отношения между кавказскими элитами и г-ном Козаком, исход этого противостояния предсказать непросто. Однако шансы на принятие подобной практики взаимоотношений с высокодотационными регионами весьма велики.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта