Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (октябрь 2005) - 10-16 октября. Федеральная политика и регионы: итоги недели.
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

10-16 октября. Федеральная политика и регионы: итоги недели.

 

Ольга Кузнецова
 

На неделе с 10 по 16 октября основной темой в федеральной региональной политике стало разграничение полномочий между центром и регионами. К этой проблеме обращались неоднократно, причем по разным поводам.

Среди событий можно прежде всего отметить рассмотрение на заседании Правительства РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Законопроект подготовлен Министерством регионального развития РФ и предусматривает передачу регионам ряда функций, которых они лишились после завершения разграничения полномочий по хорошо известному 122-му закону. По словам министра регионального развития Владимира Яковлева, между центром и регионами будут перераспределены более ста полномочий. При этом речь идет о возвращении регионам функций по управлению собственными вузами, экологическому контролю, охране и воспроизводству объектов животного мира, управлению водными объектами, принятию собственных отраслевых программ. Кроме того, законопроектом предусмотрено предоставление регионам права при наличии финансовых ресурсов осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения.

Представленный Минрегионразвития законопроект в целом был одобрен, не получили на заседании Правительства поддержки лишь два предложения. По результатам обсуждения из законопроекта должны быть исключены положения, связанные с регулированием тарифов организаций коммунального комплекса (по инициативе министра экономического развития Германа Грефа), а также уточнены полномочия по охране и использованию водных объектов (по требованию министра природных ресурсов Юрия Трутнева).

Второе решение по перераспределению полномочий было принято на прошедшей неделе уже непосредственно в Государственной Думе, в ходе второго чтения закона о федеральном бюджете на 2006 год, которое состоялось 14 октября. В связи со вторым чтением закона о бюджете обсуждалось в основном дополнительное финансирование социальных расходов в рамках так называемых национальных проектов. Но было и еще одно важное решение – о передаче части обязательств по финансированию образования из федерального бюджета в региональные с передачей субъектам РФ соответствующих средств по разделу «межбюджетные трансферты».

Идеология названного решения в рамках закона о федеральном бюджете связана, скорее всего, с прозвучавшими в самом начале недели – 10 октября – на совещании с членами Правительства РФ словами В.В. Путина о том, что «нужно еще раз сформулировать задачу, согласно которой необходимо предотвратить какое бы то ни было иждивенчество и муниципалитетов, и регионов. Мы многие вещи сейчас берем на себя из тех, которыми должны заниматься на местах. Это и здравоохранение, и образование, и помощь Министерства внутренних дел своим низовым подразделениям– вот все это должно быть общей задачей, как мы уже говорили, и ряд программ, как мы помним, должны софинансироваться в самих регионах». Правда, конкретные очертания передачи регионам полномочий и средств пока не совсем ясны.

Таким образом, ответственность регионов за проведение социально-экономической политики возрастает, при этом субъектам Федерации передаются как дополнительные права, так и дополнительные обязательства.

Параллельно с принятием закона о федеральном бюджете на 2006 год, Государственная Дума вносила поправки и в бюджет текущего, 2005 года. 12 октября в первом чтении был принят соответствующий законопроект – «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год», внесенный Правительством РФ. Планируемое увеличение расходов федерального бюджета текущего года коснется и раздела «Межбюджетные трансферты». Дополнительные бюджетные ассигнования пойдут на увеличение дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов в связи с необходимостью финансирования мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2005-2006 годов; на увеличение дотаций на возмещение убытков от содержания жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоупраления в 2003-2004 годах; на поддержку сельского хозяйства; на подготовку и проведение парламентских выборов в Чеченской Республике.

На заседании Правительства РФ 13 октября в повестку дня был внесен еще один важный вопрос, имеющий значение для регионального развития, причем первым пунктом – «О комплексе дополнительных мер по социально-экономическому развитию Курильских островов Сахалинской области». При всей важности Курильских островов для Российской Федерации, повод для вынесения вопроса на обсуждение Правительства был вполне тривиальным – в текущем, 2005 году заканчивается действие Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-2005 годы, которая, как всем очевидно, проблем Курил не решила, и возникла необходимость в принятии новой федеральной целевой программы – «Социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области до 2015 года».

Новая программа на заседании Правительства одобрена пока не была, и Министерству регионального развития отвели срок до 5 декабря на доработку представленных материалов. Вместе с тем на заседании Правительства глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о том, что в результате принятия программы финансирование Курил увеличится в семь раз. В отличие от 2005 года, когда из федерального бюджета на Курилы были выделены 225 миллиона рублей, с 2007 года предполагается тратить 1,5 миллиарда рублей ежегодно. Видимо, увеличение финансирования – это единственный способ добиться реальных результатов от реализации федеральной программы (подробнее о самой программе речь шла в одном из наших материалов в разделе «Комментарии»).

Заканчивая тему правительственных решений, необходимо сказать о том, что на все том же заседании Правительства 13 октября было принято решение о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительству Республики Ингушетия на ликвидацию последствий ливневых дождей, прошедших на территории республики в период с 1 по 10 мая 2005 года, в размере 89838,1 тыс. рублей на финансирование неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

12 октября Президент России подписал федеральный закон с длинным названием – «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» (№129-ФЗ), и тем самым была поставлена точка в дискуссиях по поводу переносов сроков вступления в силу закона о местном самоуправления (подробно эта проблема рассматривалась в одно из наших материалов в разделе «Комментарии»).

Другим ожидаемым событием стало и подписание Президентом России 14 октября федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». В соответствии с законом, новый субъект Федерации считается образованным с 1 января 2007 года.

Однако гораздо более обсуждаемым стало другое событие, связанное с укрупнением регионов. 11 октября депутаты Законодательного собрания Иркутской области и Думы Усть-Ордынского Бурятского АО на внеочередных сессиях одобрили обращение к Президенту России о создании нового субъекта Российской Федерации. Обращение, а также договор между органами власти регионов в тот же день, 11 октября, подписали главы двух региональных администраций. Референдум об объединении двух субъектов Федерации назначен на 16апреля 2006г.

Событие это имеет не только политические, но и экономические последствия. Как известно, предыдущие инициативы регионов по объединению подкреплялись дополнительной финансовой поддержкой со стороны федеральных властей. Неудивительно поэтому, что в связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО одним из наиболее активно обсуждаемых вопросов стал именно вопрос о дополнительных деньгах из федерального бюджета. По оценке газеты «Ведомости», проект по укрупнению Иркутской области будет для федеральных властей самым дешевым. Если Иркутская область рассчитывает получить только 1,5 млрд. руб., то объединенный Красноярский край стоил примерно 20млрд. руб., Пермский край получил на объединение дополнительно 4млрд. руб., власти Камчатки и Корякского АО рассчитывают получить 2,6млрд. руб. (в последних двух регионах референдум должен состояться 23 октября).

Еще одним способом получения регионами дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в последнее время стала организация разного рода юбилеев (достаточно вспомнить хотя бы 1000-летие Казани). Примером последней недели стало подписание 12 октября Президентом России Указа № 1200 «О праздновании 450-летия основания г. Астрахани». И хотя пока что речь не идет о конкретных суммах денег, в Указе тем не менее говорится о том, что Правительство РФ должно будет утвердить по представлению органов исполнительной власти Астраханской области план мероприятий по подготовке празднования с указанием перечня объектов, подлежащих строительству и реконструкции, а также объема и источников финансирования.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта