15-21 мая. Федеральная политика и регионы
В центре внимания Дальний Восток: каким регионам помогли материально, а какие просто выслушали. - Стратегия развития Астраханской области на заседании Правительства. - Государственная дума окончательно одобрила создание в России ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Анна Осетрова
На минувшей неделе внимание российским регионам, уделялось и исполнительными, и законодательными структурами федеральной власти. Наиболее злободневной и часто обсуждаемой стала дальневосточная проблематика.
15 мая Владимир Путин в своей сочинской резиденции встретился с Камилем Исхаковым - полномочным представителем Президента в Дальневосточном федеральном округе. На встрече обсуждались главные проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока, наиболее актуальная из которых на данный момент - комплекс мероприятий, связанный с восстановительными работами в пострадавших от землетрясения поселках Корякии. Напомним, что 21 апреля на территории Олюторского и Карагинского районов Корякского АО произошло землетрясение силой в эпицентре до 9,5 баллов, которое ощущалось в 12 населенных пунктах. Наиболее пострадали поселки Корф, Тиличики и Хаилино, в которых проживают более 4000 человек. В результате землетрясения повреждено 377 жилых домов, 24 административно-хозяйственных здания, взлетно-посадочная полоса аэропорта поселка Тиличики. Были нарушены системы тепло-, водо-и электроснабжения. Ущерб, нанесенный стихией, оценивается примерно в 20 млн. рублей.
Последствия землетрясения для и без того не особо благополучной Корякии стали настоящей катастрофой. Своими силами регион, дотируемый из федерального бюджета более чем на 50%, не в состоянии решить эту проблему. Поэтому пришлось просить помощи на федеральном уровне, и Президент пообещал помочь. Однако пока Корякский АО федеральной помощи не получил.
Между тем буквально через несколько дней Правительство и Президент распорядились выделить дополнительные средства двум другим дальневосточным регионам: Камчатской и Сахалинской области. Кабинет министров 18 мая принял решение о выделении почти 27 млн. рублей администрации Камчатской области на ликвидацию последствий циклона, обрушившегося на регион в декабре 2005 года. А 19 мая Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выделении 2,29 млн. рублей администрации Сахалинской области на приобретение трех машин скорой помощи, оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. Деньги будут выделены уже во втором квартале 2006 года.
Стоит, наверное, отметить, что резервный фонд Президента РФ - один из видов резервов, предусматриваемый в федеральном бюджете на очередной финансовый год для покрытия непредвиденных и незапланированных расходов. Размер этого фонда не может превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета. В последние годы он равен примерно 100 млн. рублей. Основанием для выделения средств счета президентского резерва является соответствующее распоряжение Президента РФ, в котором оговаривается целевое назначение выделяемых средств, их конкретный получатель, орган контроля целевого и рационального использования ресурсов. В отличие от резервного фонда Правительства РФ средства президентского резервного фонда могут быть использованы на финансирование не только мероприятий федерального значения, но и федеральных, региональных и местных программ, на поддержку социальных групп и категорий граждан России. Ситуация с машинами скорой помощи на Сахалине показалась главе государства и его Администрации именно таким непредвиденным и требующим срочного федерального вмешательства случаем. Несколько неожиданное решение, но предельно закрытый характер процедур по распределению средств фонда может скрывать истинные причины незапланированного трансферта.
Проблемы регионов Дальнего Востока обсуждались и на встрече Президента с главой Российских железных дорог В. Якуниным, которая состоялась в сочинской резиденции В. Путина в четверг 18 мая. Владимир Якунин доложил о ходе работ по улучшению доступа к месторождениям на Урале, Сибири и Дальнем Востоке. В частности, по словам Якунина, в 2007 году рядом с месторождениями в Читинской области планируется проложить около 240 км дополнительных железнодорожных путей.
Из событий, не связанных с дальневосточными регионами, можно отметить обсуждение на заседании Правительства Российской Федерации стратегии социально-экономического развития Астраханской области, которую 18 мая представил министрам губернатор А. Жилкин. Глава региона очень основательно подготовился к своему выступлению: он заранее получил одобрение документа со стороны ключевых федеральных министров - финансов Алексея Кудрина, экономического развития Германа Грефа, обороны Сергея Иванова, сельского хозяйства Алексея Гордеева, регионального развития Владимира Яковлева, культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Остальным министрам во главе с председателем Правительства РФ Михаилом Фрадковым ничего не оставалось делать, как одобрить астраханскую стратегию и охарактеризовать ее "как исключительно сильную и идущую в правильном направлении".
Глава Астраханской области не постеснялся открыто заявить о проблемах региона и попросить у Москвы помощи. Основными "болевыми точками" являются снос ветхого и аварийного жилья, глубокая переработка углеводородного сырья, регулирование добычи и воспроизводства ценных пород рыб. Совершенно особой вопросом стала необходимость регулирования водно-хозяйственного баланса на территории Астраханской области, которая в текущем году осталась практически без воды. М. Фрадков тут же раздал профильным министрам соответствующие поручения и пообещал, что проблемы будут решены в ближайшем будущем.
При обсуждении стратегии развития Астраханской области возникла дискуссия относительно нового, но весьма интересного федерально-регионального проекта - строительства и развития порта Оля на Каспийском море. Крайнюю заинтересованность в скорейшем начале строительства проявил вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов. Он мотивировал это тем, что возведение современного порта не только сможет решить транспортные и экономические задачи Астраханской области, но и даст возможность создания дополнительной базы для Каспийской флотилии.
Думается, что это немного разные задачи и направления работы, и из двух озвученных эффектов приоритетным для региона является скорее первый. Благодаря сооружению крупного современного порта на Каспии Астрахань сможет стать единым мощным транспортным узлом на пересечении международных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад", что позволит упрочить позиции России в Прикаспийском регионе. И когда территория приобретет статус стратегической для страны по принципу наличия крупного международного порта, тогда имеет смысл вкладывать средства в создание там базы ВМФ, а никак не наоборот. Но если этот проект возьмется курировать г-н Иванов, возможно, приоритеты поменяются.
Стоит сказать об еще одном событии, которое де-юре актуально для всех регионов страны, но де-факто лишь для некоторых, причем преимущественно южных. В пятницу 19 мая Государственная дума в последнем третьем чтении приняла блок поправок в Закон "Об особых экономических зонах РФ", касающихся создания туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ). Как заявил накануне глава федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов, на право получения данного статуса в России могут претендовать более 40 регионов. Проведение первого конкурса возможно уже в июне этого года. Однако безусловным фаворитом в новом этапе гонки на организацию ОЭЗ туристско-рекреационного типа является Краснодарский край, который в последнее время предпринимает колоссальные усилия по повышению привлекательности своих курортов. Достаточно распространено мнение, что данный тип зон задумывался специально под этот регион. Если вспомнить, что блок поправок в законодательство об ОЭЗ внесли и лоббировали депутаты, избранные от Краснодарского и Ставропольского краев (В. Катренко и Д. Барзыкин), то, возможно, такие предположения соответствуют действительности.
В Краснодарском крае, где закон ждали с нетерпением, уверены, что предусмотренные им льготы должны способствовать привлечению инвестиций в туристическую отрасль региона. Помимо прочего, теперь ожидается ускорение процесса выделения территорий под реализацию инвестиционных проектов, который прежде растягивался на годы. По оценкам экспертов, граждане России ежегодно оставляют на различных зарубежных курортах свыше 9 млрд. долл. В Краснодарском крае уверены, что есть возможность "переориентировать" эти деньги в отечественную экономику. На Кубани есть все условия для развития как супердорогого элитного отдыха, так и туров по "демократическим" ценам. В крае рассчитывают привлечь как тех, кто планирует спокойный семейный отдых на морском побережье, так и тех, кто предпочитает более экстремальные варианты, например, горный туризм. Главное, что необходимый для этого потенциал в регионе есть: к примеру, хотя протяженность пляжей по всей российской части береговой линии Черного и Азовского морей составляет 1200 километров, освоена лишь их четвертая часть.
В Госдуме на достигнутом останавливаться не собираются, заявляя, что следующим видом ОЭЗ станут международные портовые зоны, и конкурс по ним может быть проведен уже осенью. В России ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов уже создаются в шести регионах. По мнению депутатов, учитывая масштабы российской экономики, их число должно быть увеличено. Прежде всего, зоны промышленно-производственного типа должны заработать в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого, регионы Востока страны обладают колоссальным и уникальным рекреационным потенциалом, потому не стоит сбрасывать их со счетов в процессе организации туристско-рекреационных зон.
|