Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (апрель 2006) - 17 - 23 апреля. Федеральная политика и регионы
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

17 - 23 апреля. Федеральная политика и регионы

 

Бюджетное финансирование развития транспортной отрасли будет увеличено. - Изменение базовых принципов бюджетного планирования: слово за Президентом-Обновление закона "О недрах". - Создание туристско-рекреационных ОЭЗ одобрено во втором чтении. - Появятся ли в России "игорные" ОЭЗ? - Профилактикой борьбы со СПИДом займутся губернаторы.

Анна Осетрова

События, происходившие на прошлой неделе на федеральном уровне, способны оказать влияние на развитие всех российских регионов в ближайшей или среднесрочной перспективе. При этом внимания к отдельным субъектам РФ со стороны федеральных властей не наблюдалось.

 

Центральной темой заседания Правительства РФ стало обсуждение транспортной стратегии России до 2010 года. Развитие транспортной инфраструктуры страны - вопрос действительно актуальный. Состояние транспортных коммуникаций зачастую серьезно сдерживает развитие экономики России. С докладом выступил министр транспорта России И. Левитин. Он обозначил ряд первостепенных проблем, требующих срочного решения.

Самым финансово емкой является, безусловно, проблема развития и реконструкции сети автомобильных дорог. Причем единственно возможный источник ее финансирования в настоящее время - федеральный бюджет. Успешная практика строительства частных дорог или использования механизмов частно-государственного партнерства пока просто отсутствует. При этом сегодня нужды автодорожного хозяйства покрываются менее чем на половину: ежегодно на ремонт и содержание автомобильных федеральных дорог требуется 94 млрд руб., а выделяется только около 40 млрд. По оценке транспортников, к концу прошлого года доля автодорог, соответствующая требованиям, составила только 37%. Министр экономического развития и торговли назвал такую ситуацию не иначе как "чрезвычайной для экономики". По данным МЭРТ, в 2005 году общий объем ввода новых автодорог в России по сравнению с 2000 годом сократился в три раза. Плотность автодорог в среднем на человека в России в три раза меньше, чем в развитых странах, а на единицу территории мы отстаем в восемь-пятнадцать  раз.

Еще одной серьезной проблемой транспортной отрасли является рост цен на нефтепродукты. Для ее решения необходим комплекс мер по стабилизации цен на ГМС. Отсутствие государственного регулирования в этой сфере приводит к тому, что транспортные предприятия стараются сдерживать рост тарифов за счет снижения собственных издержек и недополучения прибыли. Но бесконечно так продолжаться явно не может. Если тенденция роста цен на энергоносители сохранится, то это неизбежно приведет к росту тарифов. А скачок цен на транспортные услуги ударит, в первую очередь, по рядовым потребителям.

В конечном итоге, Правительство РФ одобрило меры по реализации транспортной стратегии до 2010 года и увеличение объемов финансирования транспортной политики.

 

На минувшей неделе опять обсуждались проблемы эффективности бюджетного планирования. 19 апреля в резиденции Ново-Огарево состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с заместителем председателя Правительства РФ Александром Жуковым, на которой обсуждался комплекс мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств. А. Жуков предложил Президенту изменить механизм бюджетного планирования. Для этого нужно, в первую очередь, ввести трехлетнее планирование бюджета, потому что это позволяет реализовывать программы не в течение одного года, а на среднесрочной основе. Во-вторых, необходимо перейти от планирования затрат к планированию результатов. Причем эти результаты должны быть общественно значимыми, т. е. такими, чтобы население могло по ним судить о расходовании бюджетных средств.

Напомним, что необходимость перехода от одногодичного к трехлетнему планированию и изменение критериев оценки бюджетных расходов была инициирована Г. Грефом и А. Кудриным 30 марта на заседании Правительства, где обсуждались итоги реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и федеральных целевых программ (ФЦП) в 2005 году. Тогда выяснилось, что отчеты о выполнении не подготовлены, у Министерства финансов запрашиваются дополнительные средства на дореализацию уже начатых программ, а средств для финансирования вновь открывшихся программ нет.

Обвиненные во всех недоработках министры финансово-экономического блока заявили, что такую ситуацию провоцирует неэффективная система бюджетного планирования в целом. Необходимо удлинить срок бюджетного планирования с одного года до трех. Это позволить рассчитать требуемые затраты и возможности бюджета с учетом среднесрочных прогнозов развития страны и изменения конъюнктуры мировых рынков. Кроме того, следует изменить форму отчетности по проектам, установив параметры результатов, которые должны быть достигнуты по истечении срока программы в целом и по мере реализации ее отдельных этапов. Сейчас министерства и ведомства отчитываются по расходам, что размывает сроки реализации конкретных этапов программ и снижает ответственность за их срыв.

 

В отсутствие каких-либо изменений в ситуации с рассмотрением в Государственной Думе нового варианта Федерального закона "О недрах", которое было намечено на весну этого года, но все время откладывается, приходится менять существующее законодательство. Президент России В. Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"", который уточняет распределение полномочий между федеральным центром и регионами в области недропользования. Закон передает субъектам РФ права на проведение государственных экспертиз участков недр местного значения и участков, предназначенных для строительства подземных сооружений местного значения. Такая оценка предполагает изучение геологических, экономических и экологических параметров земель, предоставляемых в пользование.

До сих пор регионы имели возможность проводить экспертизу только общераспространенных полезных ископаемых. Однако плата за такие услуги поступала в федеральный бюджет. После вступления поправок в силу эти доходы будут переданы на уровень субъектов Федерации. По оценкам экспертов, регионы получат по 400 тыс. руб. ежегодного дохода.

 

Еще одно событие прошедшей недели планировалось как достаточно формальная процедура, но обернулось весьма интересным для ряда регионов предложением. Так повелось, что если нынешняя нижняя палата Парламента одобряет какой бы то ни было документ в первом чтении, значит, все дальнейшие процедуры будут пройдены законопроектом безболезненно. Поэтому и второе чтение законопроекта об туристско-рекреационных особых экономических зонах (ОЭЗ) никаких неожиданностей не предвещало. В пятницу, 21 апреля, Государственная дума РФ приняла во втором чтении законопроекты, регламентирующие создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа и налоговых льгот для резидентов этого типа ОЭЗ. Этому событию предшествовала дискуссия парламентариев с министром экономического развития и торговли Г. Грефом. Он заявил, что "туристско-рекреационные зоны имеют особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная с точки зрения количества занятых, создания новых рабочих мест сфера, не существует ни одной отрасли экономики, сферы услуг или сферы производства, которая бы создавала такое количество дополнительных рабочих мест".

Напомним, что после вступления закона в силу правительством РФ будет объявлен конкурс среди субъектов РФ на представление документов с целью создания ОЭЗ. На первом этапе, скорее всего, будет отобрано от одного до четырех проектов. Можно сказать, практически гарантирована организации ОЭЗ в городе Сочи, где уже начались переговоры о реализации проекта стоимостью в 4 млрд долл. по переносу железной дороги с побережья Черного моря вглубь территории. Другими наиболее перспективными регионами являются Иркутская область и Республика Бурятия, Калужская, Ивановская и Нижегородская области, Алтайский край, Республика Алтай, Сахалинская и Камчатская области, которые обладают наиболее выгодными рекреационными ресурсами.

 

Во время дискуссии с участием главы Минэкономразвития прозвучало предложение о внедрении еще одного типа особых экономических зон - игорных. Причем, организовать их предложено, в первую очередь, в приграничных регионах: в Калининградской области и ряде территорий Дальнего Востока (Амурская, Читинская области, Хабаровский край). Парламентарии считают: поскольку в Китае и ряде европейских государств, граничащих с Калининградской областью, запрещены азартные игры, то строительство казино на российской территории позволить первоначально привлечь инвесторов, а затем обеспечить устойчивый спрос на услуги и стабильный приток налогов в бюджет. Министр пообещал депутатам обдумать это предложение и обсудить его с коллегами по кабинету министров.

 

И, наконец, 21 апреля состоялось очередное заседание президиума Государственного Совета, что само по себе является событием в сфере федерально-регионального взаимодействия. Напомним, что в президиум Госсовета входят губернаторы от всех федеральных округов и возглавляет его лично Президент В. Путин. В функции Госсовета входит обсуждение и решение общенациональных проблем, которые требуют координации усилий федеральных и региональных властей.

На этот раз заседание было посвящено проблеме профилактики распространения ВИЧ-инфекции. В настоящий момент ситуация близка к критической: в России, только по официальным данным, более 350 тысяч больных СПИДом; неофициальные же оценки существенно выше. Поводом для обсуждения этой тематики стало обращение депутатов Московской городской Думы к Президенту РФ В. Путину с требованием запретить деятельность всех НКО, занимающихся реализацией программ профилактики распространения ВИЧ-СПИДа, поскольку они не препятствуют снижению темпов роста числа инфицированных, а развращают молодежь и потенциально способны влиять на увеличение этих показателей.

На такой шаг московских депутатов толкнула скандальная ситуация вокруг программы методического центра "Холис", разработанной в рамках совместного проекта с детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и реализуемой в настоящее время в Екатеринбурге. Смысл программы - пропаганда безопасного секса как панацеи от заражения СПИДом. Детям объясняют, что главное в борьбе с болезнью - правильно вести половую жизнь, пользоваться средствами защиты от заражения. При этом не учитывается то, что вести половую жизнь в возрасте десяти-двенадцати лет ненормально и противоестественно. В связи с этим более шести тысяч екатеринбургских родителей подписали обращение в прокуратуру и городское управление образования с требованием прекратить навязывание их детям в рамках курса ОБЖ разработанных "Холис" уроков, на создание и внедрение которых тратятся бюджетные деньги.

Когда этот скандал дошел до столицы, была инициирована медико-социальная экспертиза программы. В итоге, специалисты Центра судебной психиатрии имени В.П. Сербского, Академии Госслужбы при Президенте РФ и Национального научного центра наркологии Росздрава назвали "профилактику" центра "Холис" растлением несовершеннолетних, пропагандой детской проституции и педофилии. По данным экспертов, программа профилактики центра "Холис" нарушила 42 законодательных акта Российской Федерации. Все эти события спровоцировали обращение депутатов Мосгордумы к Президенту и заседание президиума Госсовета по этой проблеме. Это событие стало, пожалуй, первой попыткой обсудить на самом высшем уровне необходимость выработки национальной стратегии борьбы со СПИДом.

Действительно, общенациональная стратегия борьбы со СПИДом необходима, и социальный запрос на нее уже сформировался. Она должна координировать борьбу с болезнью государственных и научных ведомств всех уровней, поскольку ВИЧ - это медицинский факт, причина которого, как правило, носит социальный характер.

Необходимо также совершенствовать законодательство в сфере борьбы с вирусом. Закон о предупреждении ВИЧ-инфекции был принят в России еще в 1995 году и обеспечил достаточно широкий круг гарантий по обеспечению прав людей, зараженных вирусом. Вместе с тем, документ не в полной мере учитывал проблему ответственности за преднамеренное заражение СПИДом, что в определенной степени способствовало распространению инфекции за пределы традиционных групп риска.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта