29 мая - 4 июня. Федеральная политика и регионы
Макроэкономическое равновесие: российские министры пытаются перехитрить законы экономики. - Бюджетное послание Президента России: что будет со Стабфондом и как изменится структура межбюджетных отношений? - М. Фрадков поручил министру финансов удерживать инфляцию. - Административная реформа продолжается.
Анна Осетрова
Текущая неделя на федеральном уровне целиком прошла под знаком решения самых концептуальных финансово-экономических проблем государства в среднесрочной перспективе. Понятно, что реализация макроэкономического прогноза на практике затронет и все регионы, и каждого жителя страны. Именно этой проблематике были посвящены основные события и встречи в верхах.
В понедельник 29 мая состоялось заседание комиссии по бюджетным проектировкам под председательством Михаила Фрадкова, которая собралась для рассмотрения прогноза социально-экономического развития РФ на 2007-2009 гг. В итоге он был одобрен, однако полученный проект, ставший итогом многостороннего компромисса, содержит весьма очевидное противоречие: дальнейшее укрепление рубля в нем соседствует с задачей ускорения экономического роста, а повышение тарифов монополий и новые расходы на национальные проекты - со снижением инфляции. Подобное совмещение несовместных вещей в принципе непонятно. Видимо, правительству придется как-то менять законы макроэкономики.
Дело в том, что в прогнозе заложен весьма значительный рост тарифов на газ - на 15%, на электроэнергию - до 10%, на железнодорожные перевозки - до 8% на грузовые и до 12% на пассажирские. Вследствие этого прогноз по показателям инфляции был увеличен на 0,5%. Алексей Кудрин отчаянно пытался не допустить закрепления роста инфляционных показателей. Для этого он даже обязался компенсировать "добавленные" монополиями полпроцента инфляции еще большим укреплением курса рубля. Однако такое предложение встретило категорический отпор со стороны Министерства экономического развития и торговли РФ, потому что дальнейшее наращивание темпов укрепления национальной валюты губительно для будущего экономического роста. Если сейчас сдержать инфляцию искусственными методами, то это обязательно скажется на реальном росте ВВП за пределами 2009 года и с мечтой о его удвоении придется попрощаться.
Получившийся в результате согласований прогноз развития экономики на 2007-2009 годы можно назвать "компромиссным". Однако очевидно, что этот компромисс достигнут за счет включения в документ взаимоисключающих положений. Обсуждение концептуального для страны прогноза продолжилось уже на следующий день.
Во вторник Владимир Путин направил традиционное Бюджетное послание Федеральному Собранию - основополагающий документ не только для высшей законодательной власти, но и для исполнительной власти всех уровней, российского и зарубежного бизнеса. Президент затронул в нем, пожалуй, все основные вопросы бюджетной системы России: проблему инфляции, макроэкономического равновесия, эффективности расходования бюджетных средств и т. п.
Однако самой главной декларацией документа можно считать президентское указание Правительству разделить активно растущий Стабилизационный фонд на две почти равные части - резервный фонд, деньги из которого по-прежнему не предполагается расходовать, и "фонд будущих поколений", средства которого можно будет тратить, начиная с 2009 года. Это может означать, что резервная часть бюджета так и будет бездействовать, оберегаемая министром финансов, до тех пор, пока российский бюджет не станет дефицитным. Вот тогда, по замыслу Президента, деньги Стабфонда придутся как никогда кстати. Что же касается "фонда будущих поколений", то эти средства предполагается вкладывать в перспективные проекты и начинания, в том числе и внутри России. В какие конкретно, Президент не уточнил.
Еще одним принципиальным моментом послания стало одобрение Президентом идеи А. Кудрина о принятии в законодательном порядке бюджета на три года вперед. Министр финансов потратил уже немало времени и сил для того, чтобы доказать своим коллегам по кабинету министров: трехлетний бюджет позволит эффективнее распределить средства и контролировать их использование. Теперь инициативы главного финансиста страны получили поддержку главы государства.
Региональная проблематика наиболее рельефно была затронута в президентском послании в блоке, посвященном межбюджетным отношениям. Основной девиз этого направления можно сформулировать так: резко повысить самостоятельность региональных органов власти. Ради этого Президент готов значительно расширить свободу региональных администраций в расходовании и инвестиционных, и социальных субсидий правительства. Так, должен быть пересмотрен порядок помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Из Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), составляющей в 2006 году 320 млрд. руб., в перспективе будет исключена часть объектов, не имеющих федерального значения, а высвободившиеся средства будут переданы в регионы в виде субсидий, порядок расходования которых местные власти определят самостоятельно. Таким образом, федеральные власти будут выделять целевым образом субсидии лишь на строительство дорог, объем которых в послании указано увеличить в 2007 году в два раза - до 35 млрд. руб., остальное же будет распределяться на местном уровне.
Немаловажным является еще один момент. Президент предложил объединить средства инвестиционного характера и трансферты, предоставляемые на условиях софинансирования в некоторых целевых программах и фондах, а также в Федеральном фонде софинансирования расходов (ФФСР). Правда, послание требует ввести единые и прозрачные принципы расходования ФФСР. Однако уже с 2007 года губернаторы получат гораздо б?льшую свободу распределения средств из федерального бюджета, нежели сейчас.
Бюджетная тема активно обсуждалась и на заседании Правительства РФ в четверг 1 июня. Основным вопросом заседания стал дальнейший поиск баланса между темпами инфляции и скоростью укрепления рубля с точки зрения стимулирования экономического роста. Причем вопрос этот в повестку включен не был и возник как будто спонтанно. Во время обсуждения отчета министра топливной промышленности и энергетики Виктора Христенко Алексей Кудрин обмолвился, что за весь 2005 год только 14% кредитов на срок более чем три года в России было предоставлено предприятиям реального сектора экономики. Тем самым было признано, что финансовая система страны не оказывает должной поддержки отечественным предприятиям для расширения бизнеса. Основная причина отказов - страх кредитных организаций предоставлять долгосрочные займы в связи с высокой и непрогнозируемой инфляцией. На это министр финансов заметил, что ключевым фактором для роста промышленного производства в России сегодня является снижение инфляции. Михаил Фрадков, недолго думая, потребовал от министерства финансов найти оптимальный баланс между курсом национальной валюты и темпами инфляции. С необходимостью решить эту проблему, разумеется, нельзя не согласиться, но до сих пор сделать это не удавалось никому.
Немного выбивающимся из единообразной логики событий недели, но от этого не менее важным стало подписание Председателем Правительства РФ М. Фрадковым Постановления № 336 от 29.05.2006. В документе говорится, что Министерство экономического развития и торговли РФ назначено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение административной реформы. Постановление утверждает правила выделения средств федерального бюджета субъектам РФ и федеральным органам исполнительной власти на реализацию мероприятий административной реформы на конкурсной основе. Этому был посвящен брифинг статс-секретаря - заместителя министра экономического развития и торговли А. Шаронова и директора Департамента государственного регулирования в экономике А. Шарова, который прошел 1 июня в Минэкономразвития.
Для получения средств федерального бюджета российские регионы и федеральные органы исполнительной власти должны разработать программы и проекты, сосредоточенные, прежде всего, на повышение качества государственных услуг, борьбе с коррупцией, снижение государственного давления на бизнес, повышение эффективности и результативности органов исполнительной власти в соответствии с концепцией и планом административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. В конкурсе победят те федеральные органы исполнительной власти и регионы, которые в рамках административной реформы получат наиболее ощутимый результат для граждан и бизнеса по итогам 2006 года. Правила проведения конкурса определяет Минэкономразвития России, которое уполномочено осуществлять нормативно-правовую и методическую поддержку проведения мероприятий в рамках административной реформы.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации знаменует продолжение реализации административной реформы на федеральном и региональном уровнях, с участием структур гражданского общества, бизнес-сообщества, СМИ. На это из бюджета выделено 470 млн. руб., из которых 400 млн. руб. пойдет непосредственно победителям конкурса. Этих денег, по мнению чиновников министерства, хватит на 100-120 проектов по всей России. При этом по словам Андрея Шарова, о готовности участвовать в конкурсе уже заявили 65 ведомств и 75 регионов.
Чиновники ответственного министерства рассказали еще об одном блоке мероприятий административной реформы, намеченных к исполнению до конца 2006 года. Речь идет о разработке ряда административных регламентов, регулирующих порядок оказания госуслуг (около 40 документов). 16 регламентов уже подготовлены и рассмотрены на правительственной комиссии по административной реформе, а три регламента в ближайшее время будут утверждены правительством. Административный регламент - это определенный стандарт оказания услуг населению со стороны государственных чиновников. К примеру, срок выдачи паспорта не должен превышать 14 дней, а время, проведенное гражданином в очереди для подачи заявления или получения документов, - получаса.
Таким образом, казалось бы, затихшая административная реформа все же продолжится, причем не в виде перетасовки и переименования ведомств и должностей, которое в итоге так и не привело к уменьшению их числа, а в направлении упрощения бюрократического пресса на региональном уровне и для рядовых граждан страны. Именно эта цели административной реформы изначально озвучивались ее вдохновителями. Спустя пять лет к ним вновь обращаются на федеральном уровне.
|