Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (май 2006) - 15-21 мая. Региональные стратегии государственных корпораций
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

15-21 мая. Региональные стратегии государственных корпораций

 

Подготовка реструктуризации атомной отрасли: акционирование "Росэнергоатома" и первый машиностроительный актив "ТВЭЛ". - Консолидация государственных активов в транспортной отрасли: планы "Аэрофлота" по объединению и возможное слияние "Транснефти" и "Транснефтепродукта". - Терминал СИБУРа в Усть-Луге.

Алексей Николаев

На прошедшей неделе, на фоне продолжающихся разговоров об IPO "Роснефти" и переименовании "Сибнефти", основные события в государственном секторе экономике происходили в атомной и транспортной отраслях.

 

Несмотря на то, что Федеральное агентство по атомной энергии РФ (Росатом) еще не завершило подготовку Программы развития и реструктуризации атомной отрасли, стало известно, что агентство намерено предложить Правительству РФ акционировать концерн "Росэнергоатом", управляющий российскими атомными электростанциями. Вопрос о возможности приватизации атомной отрасли давно обсуждается в государственных ведомствах и экспертном сообществе, но до сих пор не нашел однозначной поддержки. Впрочем, как заявил глава Росатома Сергей Кириенко, преобразование "Росэнергоатома" в ОАО может быть завершено уже к концу 2007 года.

Акционирование "Росэнергоатома", который в настоящее время является федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП), - скорее техническая операция, поскольку предполагается, что в будущем 100% акций останется в собственности государства. Однако это позволит концерну выйти на полноценный рынок заимствований и привлекать инвестиции на общих условиях с другими госкорпорациями.

Вопрос долгосрочных заимствований для атомной отрасли сейчас крайне актуален в связи с заявленными планами строительства в России до 2030 года 40 новых атомных энергоблоков. Так, уже на прошлой неделе "Росэнергоатом" подал в правительство Ленинградской области декларацию о намерениях строительства Ленинградской АЭС-2, которая заменит действующую станцию. Строительство может начаться в конце 2007 - начале 2008 годов и займет около восьми лет. Рассматривается возможность размещения ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, а также в Ломоносовском либо Кингисеппском районах Ленинградской области. Инвестиции в проект оцениваются в 10 млрд. долл.

Кроме того, на прошлой неделе "отметилась" другая атомная госкорпорация - "ТВЭЛ". Напомним, что ОАО "ТВЭЛ" было создано в 1996 году в соответствии указом Президента РФ и объединило шесть предприятий ядерно-топливного цикла. В настоящее время эта госкорпорация объединяет уже 14 предприятий, в основном занимающихся добычей, выработкой и утилизацией ядерного топлива, и продолжает расширяться. Так, на прошлой неделе стало известно о приобретении "ТВЭЛ" первого актива в атомном машиностроении. Им станет Подольский машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", специализирующийся на производстве оборудования для тепловой и атомной энергетики, в частности паровых котлов для АЭС. По достигнутой договоренности нынешний владелец предприятия, холдинг "Электромашиностроительный альянс", передаст вновь созданной компании "ЭМАльянс-Атом" контрольный пакет акций "ЗиО-Подольск" и получит в ней 50% минус 1 акцию. Контрольный пакет перейдет "Атомэнергомашу", дочерней компании ОАО "ТВЭЛ". Сумма сделки не разглашается.

Можно предположить, что реформирование атомной отрасли будет происходить вокруг двух госкорпораций - "Росэнергоатома" и "ТВЭЛа", - которые в результате объединят все значимые атомные активы. При этом "Росэнергоатом" будет реализовывать программу строительства и эксплуатации новых атомных электростанций (возможно, совместно с частными инвесторами), а "ТВЭЛ" станет поставщиком не только ядерного топлива, но производителем оборудования для АЭС.

 

Существенные изменения, касающиеся консолидации государственных активов, возможны в ближайшее время также в транспортной отрасли.

Так, "Аэрофлот" активно продвигает объединение принадлежащих государству активов в авиации. Компания рассчитывает удвоить свой уставный капитал за счет того, что государство оплатит дополнительную эмиссию госпакетами акций других крупных авиаперевозчиков: ФГУП "Пулково", ФГУП "ГТК "Россия", "Дальавиа" (100%), KrasAir (51%), "Владивостокавиа" (51%) и "Сибирь" (25,5%). Однако единой позиции Правительства о передаче госактивов "Аэрофлоту" пока нет.

 

Консолидационные тенденции прослеживаются и в секторе трубопроводного транспорта. На минувшей неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко озвучил, как вариант развития "Транснефти", возможность ее слияния в единую компанию с другой госкорпорацией - "Транснефтепродуктом". Однако это скорее не слияние, а поглощение одной компании другой. Ведь за 2005 год "Транснефть" перекачала около 454 млн. тонн нефти и заработала 172 млрд. руб., в то время как "Транснефтепродукт" ежегодно перекачивает лишь около 27 млн. тонн нефтепродуктов и получает около 12,5 млрд. руб. (данные за 2004 год).

Отметим, что обе госкорпорации в настоящее время заняты проектами по строительству экспортных трубопроводов. В 2006-2008 гг. "Транснефть" должна построить первую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", инвестиции в которую составят 6,6 млрд. долл., а "Транснефтепродукт" уже возводит нефтепродуктопровод "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск", инвестиции в которой оцениваются в 1,3 млрд. долл. При этом, если прокладка трубы до Финского залива идет без проволочек, строительство трубопровода к побережью Японского моря опять затягивается. По поручению Президента РФ Владимира Путина "Транснефть" приступила к обоснованию инвестиций нового маршрута Восточного нефтепровода. Рассматриваются два варианта: на расстоянии примерно 200 км севернее озера Байкал (по маршруту "Усть-Кут - Бодайбо - Таксимо - Сковородино") и 400 км ("Усть-Кут - Ленск - Нерюнгри - Сковородино"). Первый маршрут будет примерно на 1260 км длиннее первоначального проекта, второй - на 1600 км, что не сможет не сказаться на стоимости строительства.

 

Развитием транспортной инфраструктуры озаботился и "СИБУР-Холдинг", который обнародовал на прошлой неделе планы по строительству в порту Усть-Луга на берегу Финского залива терминала по перевалке сжиженного газа. Предполагается, что на первом этапе мощность терминала составит 400 тыс. тонн пропан-бутана и в дальнейшем возрастет до проектных 1 млн. тонн в год. Строительство пускового комплекса займет около двух лет и потребует 40-50 млн. долл. инвестиций. Планируется, что через терминал будет экспортироваться продукция "Тобольскнефтехима", одного из крупнейших предприятий холдинга. Строительство собственного экспортного терминала позволит "СИБУРу" застраховаться от повышения железнодорожных тарифов и получить дополнительную выручку. Ведь экспортные цены на пропан-бутан в среднем на 30% выше, чем его стоимость на внутреннем российском рынке.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта