15-21 мая. Региональные стратегии государственных корпораций
Подготовка реструктуризации атомной отрасли: акционирование "Росэнергоатома" и первый машиностроительный актив "ТВЭЛ". - Консолидация государственных активов в транспортной отрасли: планы "Аэрофлота" по объединению и возможное слияние "Транснефти" и "Транснефтепродукта". - Терминал СИБУРа в Усть-Луге.
Алексей Николаев
На прошедшей неделе, на фоне продолжающихся разговоров об IPO "Роснефти" и переименовании "Сибнефти", основные события в государственном секторе экономике происходили в атомной и транспортной отраслях.
Несмотря на то, что Федеральное агентство по атомной энергии РФ (Росатом) еще не завершило подготовку Программы развития и реструктуризации атомной отрасли, стало известно, что агентство намерено предложить Правительству РФ акционировать концерн "Росэнергоатом", управляющий российскими атомными электростанциями. Вопрос о возможности приватизации атомной отрасли давно обсуждается в государственных ведомствах и экспертном сообществе, но до сих пор не нашел однозначной поддержки. Впрочем, как заявил глава Росатома Сергей Кириенко, преобразование "Росэнергоатома" в ОАО может быть завершено уже к концу 2007 года.
Акционирование "Росэнергоатома", который в настоящее время является федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП), - скорее техническая операция, поскольку предполагается, что в будущем 100% акций останется в собственности государства. Однако это позволит концерну выйти на полноценный рынок заимствований и привлекать инвестиции на общих условиях с другими госкорпорациями.
Вопрос долгосрочных заимствований для атомной отрасли сейчас крайне актуален в связи с заявленными планами строительства в России до 2030 года 40 новых атомных энергоблоков. Так, уже на прошлой неделе "Росэнергоатом" подал в правительство Ленинградской области декларацию о намерениях строительства Ленинградской АЭС-2, которая заменит действующую станцию. Строительство может начаться в конце 2007 - начале 2008 годов и займет около восьми лет. Рассматривается возможность размещения ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, а также в Ломоносовском либо Кингисеппском районах Ленинградской области. Инвестиции в проект оцениваются в 10 млрд. долл.
Кроме того, на прошлой неделе "отметилась" другая атомная госкорпорация - "ТВЭЛ". Напомним, что ОАО "ТВЭЛ" было создано в 1996 году в соответствии указом Президента РФ и объединило шесть предприятий ядерно-топливного цикла. В настоящее время эта госкорпорация объединяет уже 14 предприятий, в основном занимающихся добычей, выработкой и утилизацией ядерного топлива, и продолжает расширяться. Так, на прошлой неделе стало известно о приобретении "ТВЭЛ" первого актива в атомном машиностроении. Им станет Подольский машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", специализирующийся на производстве оборудования для тепловой и атомной энергетики, в частности паровых котлов для АЭС. По достигнутой договоренности нынешний владелец предприятия, холдинг "Электромашиностроительный альянс", передаст вновь созданной компании "ЭМАльянс-Атом" контрольный пакет акций "ЗиО-Подольск" и получит в ней 50% минус 1 акцию. Контрольный пакет перейдет "Атомэнергомашу", дочерней компании ОАО "ТВЭЛ". Сумма сделки не разглашается.
Можно предположить, что реформирование атомной отрасли будет происходить вокруг двух госкорпораций - "Росэнергоатома" и "ТВЭЛа", - которые в результате объединят все значимые атомные активы. При этом "Росэнергоатом" будет реализовывать программу строительства и эксплуатации новых атомных электростанций (возможно, совместно с частными инвесторами), а "ТВЭЛ" станет поставщиком не только ядерного топлива, но производителем оборудования для АЭС.
Существенные изменения, касающиеся консолидации государственных активов, возможны в ближайшее время также в транспортной отрасли.
Так, "Аэрофлот" активно продвигает объединение принадлежащих государству активов в авиации. Компания рассчитывает удвоить свой уставный капитал за счет того, что государство оплатит дополнительную эмиссию госпакетами акций других крупных авиаперевозчиков: ФГУП "Пулково", ФГУП "ГТК "Россия", "Дальавиа" (100%), KrasAir (51%), "Владивостокавиа" (51%) и "Сибирь" (25,5%). Однако единой позиции Правительства о передаче госактивов "Аэрофлоту" пока нет.
Консолидационные тенденции прослеживаются и в секторе трубопроводного транспорта. На минувшей неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко озвучил, как вариант развития "Транснефти", возможность ее слияния в единую компанию с другой госкорпорацией - "Транснефтепродуктом". Однако это скорее не слияние, а поглощение одной компании другой. Ведь за 2005 год "Транснефть" перекачала около 454 млн. тонн нефти и заработала 172 млрд. руб., в то время как "Транснефтепродукт" ежегодно перекачивает лишь около 27 млн. тонн нефтепродуктов и получает около 12,5 млрд. руб. (данные за 2004 год).
Отметим, что обе госкорпорации в настоящее время заняты проектами по строительству экспортных трубопроводов. В 2006-2008 гг. "Транснефть" должна построить первую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", инвестиции в которую составят 6,6 млрд. долл., а "Транснефтепродукт" уже возводит нефтепродуктопровод "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск", инвестиции в которой оцениваются в 1,3 млрд. долл. При этом, если прокладка трубы до Финского залива идет без проволочек, строительство трубопровода к побережью Японского моря опять затягивается. По поручению Президента РФ Владимира Путина "Транснефть" приступила к обоснованию инвестиций нового маршрута Восточного нефтепровода. Рассматриваются два варианта: на расстоянии примерно 200 км севернее озера Байкал (по маршруту "Усть-Кут - Бодайбо - Таксимо - Сковородино") и 400 км ("Усть-Кут - Ленск - Нерюнгри - Сковородино"). Первый маршрут будет примерно на 1260 км длиннее первоначального проекта, второй - на 1600 км, что не сможет не сказаться на стоимости строительства.
Развитием транспортной инфраструктуры озаботился и "СИБУР-Холдинг", который обнародовал на прошлой неделе планы по строительству в порту Усть-Луга на берегу Финского залива терминала по перевалке сжиженного газа. Предполагается, что на первом этапе мощность терминала составит 400 тыс. тонн пропан-бутана и в дальнейшем возрастет до проектных 1 млн. тонн в год. Строительство пускового комплекса займет около двух лет и потребует 40-50 млн. долл. инвестиций. Планируется, что через терминал будет экспортироваться продукция "Тобольскнефтехима", одного из крупнейших предприятий холдинга. Строительство собственного экспортного терминала позволит "СИБУРу" застраховаться от повышения железнодорожных тарифов и получить дополнительную выручку. Ведь экспортные цены на пропан-бутан в среднем на 30% выше, чем его стоимость на внутреннем российском рынке.
|