Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (июль 2006) - 26 июня - 2 июля. Региональные стратегии государственных корпораций
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

26 июня - 2 июля. Региональные стратегии государственных корпораций

 

Экспорт газа уходит под воду. - Огосударствление или приватизация? - Электрификация по-российски. - Государственный атом. - Аэрофлот - ВСЕроссийские авиалинии.

Алексей Николаев

Нараставшая в течение всего жаркого начала лета активность в государственном секторе в конце июня достигла своего рода кульминации, что стало пищей для многочисленных обсуждений и комментариев.

Среди ключевых событий здесь стоит отметить заявление "Газпрома" о покупке акций "НоваТЭКа", очередную "изящную" сделку "Роснефти" по приобретению "Удмуртнефти" силами китайского капитала, принципиального решение правительства России о проведении допэмиссии акций энергогенерирующих компаний, подписание Президентом России Программы развития атомной энергетики, подготовку "Аэрофлота" к поглощению других авиакомпаний.

 

Несмотря на настоятельное желание чиновников Евросоюза избавиться от сильной зависимости от российского газа, а, в идеале, и "раздробить" "Газпром" на несколько независимых компаний ситуация развивается диаметрально противоположным образом.

Помимо начавшегося в этом году строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря, "Газпром" прорабатывает новые маршруты поставок газа в Европу. Один из них предполагает строительство второй очереди газопровода "Голубой поток" (Россия - Турция) и его продление в Южную Европу. Создание т.н. "Южно-Европейского газового кольца", предложенное в свое время Владимиром Путиным на церемонии открытия "Голубого потока", позволит "Газпрому" поставлять западносибирский газ через Турцию в Грецию и на юг Италии. Существует альтернативный вариант этого маршрута, связанный с поставками сетевого газа через территорию Греции, Югославии, Венгрии в Австрию и Северную Италию. Кроме того, зампред правления "Газпрома" Александр Рязанов заявил, что газ в рамках второго этапа освоения Штокмановского месторождения может пойти по подводному газопроводу, который соединит месторождение с газопроводной системой Норвегии, подключенной к континентальной трубопроводной системе. В результате не Евросоюз диверсифицирует поставщиков, а "Газпром" расширяет географию европейских поставок.

Однако все крепче присоединяя к себе "газопроводными щупальцами" страны Евросоюза (кроме указанных проектов стоит вспомнить про возможность строительства второй очереди газопровода "Ямал - Европа"), "Газпром" фактически превращается из национального российского в общеевропейское достояние. С одной стороны это может принести России значительные доходы и даже политические дивиденды. Но с другой стороны это оставляет в проигрыше российские регионы, поскольку запасов газа для внутреннего потребления остается все меньше, а газ транзитом минует российскую территорию.

Организация поставок сетевого газа - хорошо отработанный процесс, не отличающийся большой технологической сложностью. Можно предположить, что в связи с этим мы и не видим особого стремления "Газпрома" "напрягаться" и развивать, например, газохимию. Если не считать малозаселенные северные территории, где в основном осуществляется добыча газа, то эффект от многомиллиардных вложений "Газпрома" для российских регионов минимален. Подвижки в этой сфере связаны пока лишь с приморскими регионами, где "Газпром" планирует строительство заводов по сжижению природного газа, но они опять же завязаны на экспорт. Это Ленинградская область, куда должно прийти ответвление от Северо-Европейского газопровода и Мурманская область, которая станет базовой площадкой при разработке шельфового Штокмановского месторождения. Еще один новый для себя проект - строительство в Ямало-Ненецком округе завода по переработке газа в жидкое топливо (технология GTL) - "Газпром" сейчас обсуждает в "Royal Dutch / Shell".

Настоятельные же "рекомендации" еврочиновников о разукрупнеии "Газпрома" вообще "выполняются" с точностью до наоборот. Так, стало известно, что одним независимым производителем газа в России будет меньше - "Газпром" до конца лета станет акционером второй по объемам добычи газа компании в России - "НоваТЭК". Несмотря на то, что газовая монополия собирается купить по рыночным ценам только около 20% акций, это даст ей два места в совете директоров и право участия в управлении деятельностью компании. Очевидно, что для "НоваТЭКа" эта сделка является "льготным пропускным билетом" в газотранспортную систему "Газпрома". Компания, работающая в основном в Ямало-Ненецком округе и в Самарской области, не сильно увеличит показатели добычи "Газпрома", но "Газпром", прежде всего, получит дополнительную ресурсную базу для обеспечения поставок газа российским потребителям.

Фактически можно говорить, что постепенно происходит структуризация российского газового рынка. Скорее всего, в новой его конфигурации, "Газпром" будет заниматься международными экспортными проектами и развитием магистральной инфраструктуры, а внутренний рынок газа и газификация регионов постепенно станет "вотчиной" независимых производителей, в т.ч. и российских нефтяников.

 

В конце июня были подведены итоги конкурса по продаже 96,7% акций "Удмуртнефти", дочерней компании ТНК-ВР. Победителем стала китайская "Sinopec", предложившая за этот актив $ 3,5 млрд. Однако, как оказалось, еще в мае "Роснефть" заключила с "Sinopec" опцион на выкуп 51% акций "Удмуртнефти" в случае победы китайской компании на тендере. Схема приобретения напоминает покупку "Юганскнефтегаза": "Роснефть" не принимает участие в аукционе, а покупает актив у его победителя (либо самого победителя). К тому же опять в покупке участвует китайский капитал.

Так что видимо скоро география "Роснефти" пополниться еще одним, новым для компании, регионом, а совокупная добыча госкорпорации вырастет на 6 млн. тонн нефти в год (уровень добычи "Удмуртнефти" в 2005 году). Однако многие аналитики сходятся во мнении, что это потенциально "затратный" для "Роснефти" актив, поскольку Удмуртия - регион с достаточно выработанными запасами и падающей добычей, для поддержания которой требуются значительные инвестиции. Но, несмотря на это, претендентов на покупку было много - венгерская MOL, консорциум "Итеры" и индийской ONGC, "Газпромнефть".

Так что же это: консолидация нефтедобычи "под флагами" государственной "Роснефти"? Скорее контролируемая государством продажа нефтяных активов иностранцам, ведь и сама "Роснефть" готовится к IPO. Стоит отметить, что участие в предстоящем IPO "Роснефти" - один из последних шансов для иностранных компаний обрести нефтегазовые активы в России. Минприроды выдвинуло предложение понизить объемы стратегических запасов, "недоступных" для иностранцев, с 150 до 70 млн. тонн по нефти и с 1 трлн. до 50 млрд. куб. м по газу. При этом события последних месяцев, начиная с решения о строительстве ответвления от нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на Китай и заканчивая покупкой "Удмуртнефти", показывают, что "зеленый свет" в российском ТЭКе получили, прежде всего, китайские компании. И на этот раз китайские компании, давно пытавшиеся приобрети активы в России, вряд ли упустят свой шанс.

Публичное размещение акций (IPO), сверхпопулярное в настоящее время среди частных российских компаний, - один из распространенных способов приватизации государственных активов на Западе, прежде всего в Европе. В России же IPO "Роснефти" станет первым опытом применения этой новой формы разгосударствления.

 

Однако появление частных инвесторов не всегда гарантирует притока инвестиций в производственную деятельность. Поэтому в другой сфере российского ТЭКа - электроэнергетике - правительство на прошлой неделе согласилось пойти на предложенное руководством РАО "ЕЭС России" проведение допэмиссии акций вновь образованных энергогенерирующих компаний. Это решение можно назвать революционным для российского правительства, поскольку допэмиссия лишит бюджет поступлений от приватизации ради отраслевых инвестиций.

По решению совета директоров РАО "ЕЭС России", прошедшего 23 июня, первыми, уже в 2006-2007 годах, частные инвестиции получат энергодефицитные Центральный и Уральский регионы (ОГК-3, -4, -5, ТГК-3 и ТГК-9). Предполагаемый объем эмиссии - 160 млрд. руб. ($ 6 млрд.), на которые можно возвести более 4,5 ГВт энергогенерирующих мощностей при нынешних расценках на строительство (порядка $ 1200-1300 / кВт установленной тепловой мощности). Для введения еще 2,5 ГВт мощностей, запланированных энергохолдингом, этим компаниям потребуется привлечь еще порядка 84 млрд. руб. ($ 3 млрд.).

Большая часть инвестиций вероятнее всего достанется Московскому региону. Здесь, в частности, запланировано строительство новых парогазовых энергоблоков на ТЭЦ-21, - 26, -27 ТГК-3 (бывшая "Мосэнерго") и развитие электросетевого хозяйства. На решение проблем энергоснабжения столичного региона также направлены инвестиционные программы и других размещаемых компаний. Это строительство новых энергоблоков на Черепетской ГРЭС (Тульская область, ОГК-3) и Шатурской ГРЭС-5 (Московская область, ОГК-4) и новой электростанции на западе Московской области (ОГК-5). Новые мощности в Уральском регионе предполагается строить в Челябинской области (на Южноуральской ГРЭС ОГК-3), Свердловской области (на Среднеуральской ГРЭС ОГК-5, Нижнетуринской ГРЭС и Красногорской ТЭЦ ТГК-9), в Пермском крае (на Яйвинской ГРЭС-14 ОГК-4 и Пермской ТЭЦ-6 ТГК-9), в Ханты-Мансийском округе (на Сургутской ГРЭС-2 ОГК-4). Кроме того, ТГК-9 планирует построить на Урале две новые электростанции - в Березниках (Пермский край) и Краснотурьинске (Свердловская обл.).

Именно в этих регионах в настоящее время наблюдается основной дефицит электроэнергии и именно здесь прогнозируется значительный рост энергопотребления вследствие реализации крупных инвестиционных проектов.

 

Помимо развития тепловой энергетики решить проблему энергодефицитности российской экономики призвана решить Программа развития атомной энергетики, подписанная 8 июня президентом Владимиром Путиным. В соответствии с этой Программой в ближайшие два года пройдет реструктуризация отрасли путем создания государственной компании "Росатомпром", которая объединит атомную генерацию ФГУП "Росэнергоатом" (большинство АЭС расположены в Европейской части России), добычу урана и производство ядерного топлива ОАО "ТВЭЛ" (урановые рудники в Забайкалье и на Урале, заводы по производству ТВЭЛов в Подмосковье, Удмуртии и в Сибири) и строительные организации (ОАО "Техснабэкспорт" и др.). Перед новой госкорпорацией будет поставлена задача увеличить к 2025 году долю электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, с нынешних 14-15% до 22-23%. Для решения этой задачи необходимо ежегодно строить по 2 новых атомных энергоблока, а с 2012 года - по четыре.

Для реализации этих амбициозных планов потребуются значительные инвестиции, поэтому, помимо заимствований самого "Росатомпрома", софинансирование атомной отрасли ляжет на государство и стратегических частных инвесторов. Так, уже в 2007 году "Росэнергоатом" получит из бюджета 17-18 млрд. рублей на достройку энергоблоков на Волгодонской (Ростовская обл.), Белоярской (Свердловская обл.) и Калининской (Тверская обл.) АЭС.

В процессе наращивания атомных энергомощностей госкорпорации придется заменить практически все 40 действующих энергоблоков, срок службы которых заканчивается в 2025-2030 годах. Одной из первых предполагается обновить Ленинградскую АЭС, на территории которой в 2007-2016 годах запланировано строительство замещающих энергоблоков. В дальнейшем, предполагается, инвестиции на развитие получат Балаковская и Курская АЭС. Кроме того, рассматриваются варианты строительства новых атомных электростанций в энергодефицитных районах - на Урале (в Челябинской области), на Дальнем Востоке (в Приморском либо Хабаровском краях), на Европейском Севере (в Архангельской либо Мурманской областях). Строительство новых энергомощностей даст возможность развивать в этих регионах новые производства, ранее сдерживавшееся отсутствием электроэнергии. Так, желание инвестировать в атомную генерацию высказывают металлурги (СУАЛ, Русал).

Привлечь частных инвесторов в новое строительство могут долгосрочные контракты на поставку электроэнергии. Однако для этого сначала необходимо внеси изменения в закон "Об использовании атомной энергии", запрещающий в настоящее время частным компаниям владеть атомными электростанциями.

 

Укрупнение бизнеса - постдефолтная тенденция в России, а укрепление бизнеса под флагами государства - тенденция последней пары лет. В настоящий момент государство контролирует крупнейшего национального авиаперевозчика - "Аэрофлот - Российские авиалинии", а также целый ряд крупных региональных авиакомпаний, владея контрольными и блокирующими пакетами акций.

О необходимости укрупнения авиаперевозчиков в России говорят очень давно. Считается, что оптимальным для России было бы формирование 5-6 крупных и 10-20 средних авиаперевозчиков. По итогам 2005 года в России насчитывалось 185 авиакомпаний, оставшихся от 400 авиаперевозчиков, возникших после распада "советского" "Аэрофлота".

В этой ситуации инициативу по объединению отрасли решил взять на себя "Аэрофлот". Акционеры авиакомпании на годовом собрании 17 июня одобрили поправки в устав, дающие совету директоров полномочия самостоятельно провести допэмиссию 250 млн. объявленных акций. Совет директоров, в свою очередь, предложил правительству, для сохранения контроля над авиакомпанией, оплатить допэмиссию своих акций госактивами в авиации. Таким образом "Аэрофлот" претендует на поглощение авиакомпаний "Пулково" и "Россия" (находятся в процессе объединения), "КрасЭйр", "Дальавиа" и "Владивостокавиа" (контрольные пакеты акций принадлежат государству), а также на блокирующий пакет акций второго в стране авиаперевозчика - авиакомпании "Сибирь" (S7 Эйрлайнс). Также "Аэрофлот" зарезервировал 608 млн. руб. из чистой прибыли за 2005 год как источник для покупки акций других перевозчиков.

Существуют альтернативные варианты укрупнения авиакомпаний. Так, генеральный директор "КрасЭйр" Борис Абрамович продвигает идею преобразования альянса AiRUnion ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс") в единую авиакомпанию на базе красноярского авиаперевозчика. В настоящее время государство владеет контрольными пакетами акций "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" и околоконтрольным - в авиакомпании "Самара". Однако в случае перехода этих 5 авиакомпаний на единую акцию, по оценке аудиторской компании "Пачоли", государство также получит контроль над объединенной авиакомпанией. Образование же в стране двух государственных авиакомпаний, потенциально конкурирующих между собой, вряд ли одобрит правительство.

Развитию конкуренции способствовала бы продажа государственного пакета укрупненной авиакомпании в частные руки (укрупнение перед продажей) и сохранение независимости "Сибири" (S7 Эйрлайнс). В случае же объединения всех госактивов под флагами "Аэрофлота", что весьма вероятно с учетом административного ресурса "Аэрофлота", можно будет забыть о развитии конкуренции на внутреннем рынке.

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта