Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта
Исследования для бизнеса Исследования для региональных властей Исследования для федеральных властей
Главная - Архив обзоров - Еженедельные обзоры (октябрь 2005) - 24-30 октября. Федеральная региональная политика: итоги недели
Главная
Направления деятельности
Наблюдательный совет
Экспертный совет
Сотрудники
Поиск
English

Текущие проекты

Стратегический вектор Сахалинской области

Доклад рабочей группы Госсовета

III Красноярский экономический форум

Объединенная Иркутская область: возможности развития

Программа развития Нижнего Приангарья

Стратегии крупного бизнеса и будущее регионов

Архив


Ротация региональной власти

Календарь выборов в законодательные собрания регионов

Календарь выборов и назначений высших должностных лиц в регионах (1991—2011 гг.).

Члены Совета Федерации

Назначение глав регионов в 2005 - 2006 гг.

Выборы в региональные парламенты 2003-2006

Президиум Госсовета РФ (2000-2006 гг.)

Региональные референдумы и опросы в 1991-2006 гг.


Федеральное нормотворчество:
региональный аспект

Федеральные законы

Постановления/Распоряжения Правительства РФ

Указы Президента

Регионально значимые законопроекты в Государственной Думе


Интервью и публикации
сотрудников ИРП в СМИ

28.07.06. Opec.ру. А. Осетрова: А стоит ли вообще заключать такие договора?

28.06.06. Opec.ру. А. Титков. Справиться со стихийным характером миграции невозможно

22.06.06. Газета.ру. А. Титков. Партия «Против всех»: жизнь после запрета

22.06.06. Демос. А. Титков. Сергей Миронов предлагает избирать членов Совета Федерации

19.06.06. Ведомости. Б. Столяров и О. Кузнецова о перспективах развития Сахалинской области

16.06.06. Коммерсантъ. Булат Столяров о заявках в Инвестиционный фонд

05.06.06. Эксперт. А.Громов, А.Титков "Эксклюзивное российское право"

19.05.06. Демос. А. Титков о ситуации в Хакасии

18.05.06. Ведомости. Р. Туровский о голосовании в Верховном совете Хакасии по отзыву члена Совета Федерации А. Саркисяна.

15.05.06. Эксперт. Б.Столяров, О.Кузнецова. "Великая восточная парадигма"

03.05.06. Ведомости. Р. Туровский о поправках в закон о президенте Бурятии

02.05.06. Ведомости. Р. Туровский об условиях переезда Конституционного суда из Москвы в Петербург.

18.04.06. Regnum.ru. Р. Туровский о политическом кризисе в Адыгее

05.04.06. Ведомости. Р. Туровский и А. Титков о заявлении президента Адыгее Х. Совмена

03.04.06. Ведомости. Р. Туровский о проекте введения суда присяжных в Чеченской Республике

31.03.06. Opec.ru. А. Титков. Тихим середнякам труднее всего: собственных доходов не так много, а федеральная помощь заведомо меньше, чем бедными и отстающим

30.03.06. Opec.ru. А. Титков. Муниципалитетам приходится брать, что дают, и выполнять, что скажут

28.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о запросе Государственной думы Астраханской области в Конституционный суд

22.03.06. Газета.ру. Р. Туровский. Коммунальное партстроительство.

21.03.06. "Ведомости". Р. Туровский о протестах против строительства нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” по маршруту вдоль Байкала

А Р Х И В

 

24-30 октября. Федеральная региональная политика: итоги недели

 

Ольга Кузнецова
 
Основным событием недели с 24 по 30 октября в сфере федеральной региональной политики стало обсуждение на заседании Правительства РФ 27 октября вопроса «О реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», расширении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления». Таким образом, и на прошедшей неделе главной темой в федеральной региональной политике оставалось разграничение полномочий между властями разных уровней. Вместе с тем, основное внимание на заседании Правительства было уделено, конечно, реформе местного самоуправления.

О проблемах реализации реформы местного самоуправления мы уже писали в одно из наших комментариев («Отсрочка муниципальной реформы: проблемы и перспективы местного самоуправления»). Напомним, что речь в нем шла о том, что недавно принятое решение о возможности для регионов перенести полномасштабную реализацию закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года на 1 января 2009 года не снимает с повестки дня вопрос о необходимости решения тех проблем, которые как раз и привели отсрочке муниципальной реформы. Причем начинать решать эти проблемы надо безотлагательно, иначе можно не успеть и к 2009 году.

Перечень проблем, которые надо решить в ходе подготовки реформы местного самоуправления весьма обширен, и на заседании Правительства был дан целый ряд поручений. Основной объем работы возложен на Министерство регионального развития РФ, которое должно организовать работу с органами власти субъектов Федерации по обеспечению своевременной реализации законодательства о местном самоуправлении, подготовить необходимые для регионов методические рекомендации.

Кроме того, Минфину России поручено уточнить модельные акты по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях в переходный период; Минюсту России – представить информацию о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации и приведении нормативных правовых актов субъектов Федерации в соответствие с требованиями федерального законодательства; Минэкономразвития, Минрегиону, Минфину и Минюсту России поручено дополнительно проработать вопрос об упрощении процедур инвентаризации и регистрации объектов, находящихся в собственности муниципальных образований; Минрегиону и Минобрнауки России совместно с профильными учебными заведениями провести анализ хода образовательных программ для органов местного самоуправления и при необходимости оказать регионам дополнительную помощь в подготовке кадров для органов местного самоуправления.

Отдельное внимание на заседании Правительства было уделено закрытым административно-территориальным образованиям. Вплоть до 2006 года порядок формирование бюджетов ЗАТО отличался от порядка формирования бюджетов «обычных» муниципальных образований, с 1 января 2006 года ЗАТО наделяются статусом городского округа и постепенно включаются в общую систему межбюджетных отношений, что может привести к сокращению бюджетной обеспеченности нынешних ЗАТО. В пресс-релизе по итогам заседания Правительства сказано, что «Правительство Российской Федерации обратило внимание на то, что федеральными органами исполнительной власти не принимаются надлежащие меры по обеспечению функционирования закрытых административно-территориальных образовании». В этой связи ряду федеральных министерств и ведомств поручено подготовить и представить «систему мер, обеспечивающих реализацию общегосударственных задач, а также недопустимость сокращения количества и снижения качества услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований».

Из других событий прошедшей недели можно отметить прежде всего Постановление Правительства РФ от 27 октября № 642 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Пущино (Московская область)». Присвоение статуса наукограда позволяет получать дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета – средства на финансирование программ развития наукоградов предусматриваются в законах о федеральном бюджете отдельной строкой. Пущино стал уже девятым наукоградом в России и пятым в Московской области. Первым статус наукограда получил в мае 2000 года город Обнинск Калужской области, в 2001-2004 годах статус наукограда был присвоен городам Дубна, Королев, Фрязино, Реутов в Московской области, поселку Кольцово в Новосибирской области, городу Мичуринск в Тамбовской области. Летом этого года статус наукограда получил Петергоф (см. рубрику нашего сайта «Постановления Правительства РФ» а разделе «Федеральное нормотворчество: региональный аспект»). Увеличение числа наукоградов, с одной стороны, можно рассматривать как позитивное явление – повышающееся внимание федеральных властей к городам науки, с другой стороны, рост числа наукоградов не сопровождается адекватным увеличением финансирования программ их развития, и тем самым с каждым годом выделяемые средства делятся на все большее число наукоградов.

Остальные события прошедшей недели в сфере федеральной региональной политики, которых было не так уж мало, вряд ли можно назвать значимыми:

– 26 октября Совет Федерации одобрил федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

– на заседании Правительства РФ 27 октября принято решение об оказании помощи семьям погибших (умерших) граждан и гражданам, пострадавшим в результате террористической акции в г. Нальчике Кабардино-Балкарской Республики 13-14 октября текущего года;

– на прошедшей неделе обнародованы Постановления Правительства РФ от 21 октября №632 «Об утверждении методики распределения в 2006 году субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», и обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния» и № 633 «Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости». Последнее можно считать одним из шагов по увеличению мобильности населения, которое в последнее время провозглашается в качестве одной из задач федеральной региональной политики;

– 24 октября подписано Постановление Правительства РФ № 636 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

– 25 октября подписано Постановление Правительства РФ № 640 «О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации между прибрежными субъектами Российской Федерации».

 

 

   

Направления деятельности | Наблюдательный совет | Экспертный совет | Сотрудники | Контакты | Карта сайта